Объективный анализ мировоззрения и идейного наследия Мариатеги

Объективный анализ мировоззрения и идейного наследия МариатегиОсобое внимание научной общественности привлек вопрос о характеристике взглядов Хосе Карлоса Мариатеги. Всесторонний, объективный анализ мировоззрения и идейного наследия Мариатеги, его роли в революционном движении Перу имеет исключительно важное значение, поскольку в прошлом (30-40-е годы) в советской историографии была распространена догматическая оценка взглядов этого видного пропагандиста идей марксизма в Южной Америке как мелкобуржуазных, «народнических», «либеральных» и утопических. Подобная точка зрения была, в частности, высказана в упомянутой выше статье покойного В. М. Мирошевского (1941 г). Против нее еще в 40-х годах решительно выступили перуанские коммунисты, а в 50-60-х годах она подверглась аргументированной критике со стороны советских историков (С. И. Семенов, А. Ф. Шульговский. В. Н. Кутейщикова, В. Г. Корнонов и др), доказавших, что Мариатеги являлся выдающимся марксистом-ленин — цем, пролетарским революционером, давшим в своих произведениях глубокий марксистский анализ перуанской действительности. Однако, по мнению Э. С. Дабагяна, Семенов и Шульговский, критикуя Мирошевского, не заметили в его работе главного, а именно — показа эволюции мировоззрения Мариатеги, в результате которой последний к концу своей жизни «освободился от тех взглядов, которые Мирошевский условно называет народническими.

Этот упрек по существу не обоснован, ибо главным в указанной статье В. М. Мирошевского был как раз анализ мировоззрения Мариатеги, которого автор считал’ наиболее законченным выразителем идей латиноамериканской революционной демократии, аналогичных некоторым чертам русского народничества. Никакой «эволюции» взглядов Мариатеги Мирошевский фактически не показал.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Похожие записи

Популярное