Кровавая диктатура Мачадо

Кровавая диктатура МачадоОсобое внимание автор уделяет периоду 1929-1935 г, когда политика США на Кубе развивалась в условиях мирового экономического кризиса, борьбы кубинского народа против кровавой диктатуры Мачадо, начавшейся в 1933 г. революции, а также перехода американского империализма к новым формам и методам экспансии в Латинской Америке, нашедшим свое воплощение в так называемой «политике доброго соседа». Э. Л. Нитобург убедительно показывает империалистическую сущность кубинской политики правительства Ф. Д. Рузвельта. Значительную ценность представляет также освещение им важнейших событий внутриполитической истории Кубы рассматриваемого периода, в частности вопросов, связанных с развитием революционного движения 30-х годов. Политике США на Кубе с конца XIX в. до середины 1930-х годов посвящена также серия статей К. С. Шустова. В ряде работ вскрыта враждебная позиция вашингтонского правительства по отношению к революционной Кубе. Так, в книге В. В. Листова и В. Г. Жукова на основе документальных материалов показана подрывая деятельность Центрального разведывательного управления США и Пентагона против кубинской революции в 1957-1961 г. Б. М. Мерин проанализировал антикубинские действия правящих кругов США на протяжении первых двух лет после победы народной революции на Кубе, а Б. А. Ширяев разоблачил их роль в организации вооруженной интервенции на остров Свободы весной 1961 г. С. А. Гонионский вскрыл роль американских империалистов в «отделении» Панамы от Колумбии (1903 г), которое сопровождалось захватом зоны Панамского канала Соединенными Штатами. Объектом исследования Н. Р. Матвеевой являются англо-парагвайские отношения и проникновение США в Парагвай в середине прошлого столетия.

О расширении круга научных интересов советских историков латино-американистов свидетельствует то внимание, которое они стали уделять в последние годы вопросу о влиянии католической церкви на историческое развитие латиноамериканских стран. Роль церкви и деятельность духовенства в Латинской Америке начиная с ее завоевания европейскими колонизаторами и до середины XX в. показаны в книге И. Р. Григулевича. Важное значение имеет разоблачение преступлений инквизиции в испанских колониях и выяснение враждебной позиции церковной иерархии во главе с папой по отношению к революционному движению первой четверти XIX в. на Американском континенте. Н. С. Ларин показал реакционную сущность вооруженной борьбы клерикальных сил Мексики против государства во второй половине 20-х годов текущего столетия. Интересен анализ роли церкви и христианской демократии в послевоенной политической жизни Чили. Как несомненное достижение следует отметить появление в советской литературе первых исследований по истории культуры, общественной мысли и идеологии, относящихся ко всей Латинской Америке или к отдельным странам (Бразилия, Перу, Мексика, Куба). Прежде всего в этой связи надо назвать ценную монографию Р. В. Кинжалова об искусстве древних народов Центральной и Южной Америки, содержащую богатейший материал для изучения цивилизаций майя, ацтеков, инков, а также коллективный труд о вкладе индейского населения Америки в сокровищницу мировой культуры. Значительный интерес представляет книга И. Р. Григулевича о культурной революции на Кубе — первая и весьма успешная попытка анализа и обобщения основных достижений кубинской революции в области культуры (1959-1964 г).

При подготовке этого труда автор использовал широкий круг источников, в том числе многие архивные материалы, собранные им во время пребывания на Кубе (1963 г), а также данные личных наблюдений и информацию, полученную от кубинских деятелей культуры и науки. Все это позволило И. Р. Григулевичу дать достаточно полное, основанное на конкретных фактах представление о культурных преобразованиях, осуществленных революционной Кубой. Он охарактеризовал школьную и университетскую реформы, другие мероприятия по перестройке системы народного просвещения, высшего образования, подготовки научных кадров, освоил ход и результаты кампании по ликвидации неграмотности, успехи культурного строительства, показал новую роль интеллигенции, зарождение социалистической морали, значение отделения церкви от государства, преодоления расовой дискриминации и т. д. Кроме того, различным проблемам истории латиноамериканской философии, литературы, идеологическим вопросам и т. д. посвящен ряд работ, опубликованных в периодических изданиях. Вполне естественным и закономерным является рост интереса советских исследователей к истории политических, экономических, культурных, научных и других связей между нашей страной и государствами Латинской Америки. Развитие русско-латино-американских отношений во всех этих сферах начиная с XVI в. и до Великой Октябрьской социалистической революции прослежено в содержательной книге Л. А. Шура «Россия и Латинская Америка. Это первый в советской и зарубежной исторической литературе труд, специально освященный данному вопросу. В нем собран обширный фактический материал, свидетельствующий о том, что разнообразные связи нашей страны с Латипской Америкой восходят к далекому прошлому и имеют глубокие корни.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Похожие записи

  • 07.11.2014 Подлинная сущность иезуитского государства Но вплоть до конца 20-х годов проблемы истории Латинской Америки почти не получали освещения на страницах советских изданий. Одним из немногих исключений явилось опубликование популярной […]
  • 05.11.2014 Третий мир в советской перспективе На годичном собрании Американской исторической ассоциации в Сап-Франциско 28 декабря 1965 г. был заслушан его доклад о научных концепциях одного из советских историков-латино-американистов […]
Популярное